Как выбрать лодку ПВХ

Материал

Лодки могут быть изготовлены из армированного ПВХ и из неармированного. Из неармированного ПВХ в основном делают надувные детские мячики или матрасы для игры на воде и различных пляжных забав. Есть и лодки из такого материала, которые очень непрочны, и легко пробиваются даже тростником, не говоря уже о корягах и прибрежных камнях. Для пляжного отдыха такие лодки – отличный выбор, но не для рыбалки, охоты, и т.д. 
 
Армированный ПВХ – долговечный, прочный материал, не боится хранения в мокром состоянии, баллоны из него выдерживают высокое давление. В основном, лодки делают именно из армированного ПВХ. Лодки из такого материала подходят для использования под мотором, имеют высокую жесткость.


Лодки из армированного ПВХ изготавливаются 2-мя способами:

-сварка –  когда кусочки ткани сваривают между собой;
-склейка – куски склеиваются. Склейка бывает горячая и холодная;

Считается, что сваренные лодки имеют большую надежность, но при таком способе изготовления расплавляются кусочки ПВХ, толщина в месте шва уменьшается, а значит может уменьшиться и прочность. А при склейке – структура самой ткани ПВХ не нарушается, и можно предположить, что склеенные лодки имеют большую надежность, а значит вероятность расхождения шва у склеенной лодки меньше. Хотя, при сегодняшних высоких технологиях изготовления лодок ПВХ, расхождение шва вообще вряд ли возможно. Конечно, плюсы и минусы есть у обоих способов, и выбор всегда за Вами.

ПВХ – это многослойный материал, и чем больше слоев, тем он прочнее, но также и тяжелее, поэтому важно выбрать правильный баланс. Зачастую лодки делают из 7-ми слоев ПВХ плотностью 0,85..1,3 кг/м3. Иногда поверхность лодки ПВХ дополнительно обрабатывают для придания твердости, чтобы на такой лодке можно было безбоязненно плавать по кустам, задевать коряги, камни на мелководье.

Размер, длина, вес


Лодки ПВХ в надутом положении кажутся слишком большими, однако рабочий объем оказывается небольшим, так как много объема скрадывают баллоны (их диаметр 40-45 см). Например, при длине лодки 270 см, длина поверхности днища всего 170 см, а ширина 66 см (Badger FL270). Поэтому, кажущаяся в магазине большой, на водоеме лодка может оказаться маленькой.

Нужно учитывать, сколько человек будет находиться в лодке во время передвижения или ловли. В паспорте лодки указывается пассажировместимость, но нужно понимать, что это максимальный показатель. И если Вы занимаетесь рыбалкой или охотой, то можно руководствоваться следующими цифрами:

лодку длиной 2,8-3,3м – удобно использовать в одиночку, вдвоем в такой лодке уже тесно. Её легко переносить, транспортировать, она вообще не тяжелая;
если 2 человека – то минимум нужна лодка 3,3м а лучше 3,6 и больше, до 4,2м;
если втроем, то, как правило от 4,2 метра.
Лодки длиной от 3,3 метра имеют большой вес (около 50 кг), и даже вдвоем их тяжеловато переносить. Поэтому, советую использовать съемные колесики, которые цепляются на транец, и с ними можно приноровиться и в одиночку спускать лодку на воду и поднимать с воды. Но вот сумки с такой лодкой одному таскать по лестнице в квартиру все равно тяжело, поэтому, приобретая такую лодку, Вы должны рассчитывать, что Вам всегда кто-то поможет. Еще, покупая лодку, убедитесь в том, что сумка, в которой Вы будете ее транспортировать, помещается в багажник Вашего автомобиля.

Транец на лодках ПВХ может быть навесной, стационарный, либо его вообще может не быть. Лодки без транца считаются гребными, с навесным транцем – рассчитаны на маломощные моторы, обычно до 3,5 л.с. А вот со стационарным транцем лодки подходят для более мощных моторов. Обратите внимание, как вклеен стационарный транец лодки. Это может быть сделано при помощи ПВХ кусочков, либо с использованием резинового обода или резиновой прокладки. Если транец приклеен к баллонам лодки с помощью резинового обода или прокладки, это намного лучше, ведь от вибрации мотора, ПВХ ткань быстро стареет, а резиновый обод или прокладка будут сглаживать эти вибрации.

Типы дна

ПВХ лодки изготавливаются с двумя типами дна.

Складное дно. Это складные стлани (слани) из пропитанной водостойкой фанеры или алюминия. Дно из стланей жестче надувного, но гораздо тяжелее.
Надувное дно менее жесткое, зато легкое, примерно на треть легче такой же лодки со стланями. Если лодка 3,3 метра, то укладывать стлани в одиночку практически невозможно, нужно вдвоем. Если рыбачить в одиночку, то надувное дно в самый раз – легкое и легко укладывается. Надувное дно имеет сотовую структуру и достаточную жесткость, на нем даже можно стоять.

Следует отметить, что ПВХ материал легко прожигается и прокалывается, стоит только случайно уронить нож или зажженную сигарету. Поэтому, используя лодку с надувным дном, можно постелить кусок линолеума или жесткого полиэтилена поверх пола – тогда Вы защитите себя от неприятных проблем, и так лодку будет легко мыть, ведь будет пачкаться только кусок линолеума, а его можно просто вынуть и сполоснуть, а днище лодки остается чистым. Кстати, для обеспечения чистоты и в лодку со стланями можно постелить «второй пол».

Как правильно надувать лодку. Существует 2 способа – насосом лягушкой и компрессором. Лодка имеет рекомендованное давление. Лягушкой мы лодку никогда не перекачаем, и нужно надувать до тех пор, пока будет невозможно надавливать на лягушку, но все равно, до нужного давления накачать не получится. А если надувать лодку компрессором с манометром, то можно надуть до нужного давления, указанного в паспорте.

Хранение, эксплуатация, и немного секретов.


Перед своим первым круизом на лодке ПВХ, желательно полностью собрать, накачать лодку, можно даже в квартире, если позволяет комната, или около дома на травке. Это нужно для того, чтобы запомнить последовательность действий и не тратить драгоценное утреннее время на рыбалке.
 Материал ПВХ боится порезов и царапин, боится даже больше, чем резина, поэтому ПВХ-лодку не нужно таскать волоком – лучше переносить на руках или использовать колесики на транце.

На морозе ПВХ дубеет, и это следует учитывать, если использовать лодку поздней осенью, когда вероятны заморозки. ПВХ боится песка и грязи, попадающие между дном и баллоном. Даже со стланями желательно использовать кусок линолеума на полу, и после каждой рыбалки тщательно мыть лодку. Хорошо бы возить с лодкой кусок полиэтилена, на котором собирать и разбирать лодку, чтобы не попадала грязь. 

Крысы и мыши за милую душу полакомятся ПВХ, а если на лодке осталась еще и рыбья слизь, то это будет просто праздничным тортом для них. Перед хранением нужно тщательно вымыть лодку, можно даже с пахнущими средствами, чтобы не осталось запаха слизи. Очень удобно хранить лодку, подвешивая ее в гараже под потолком в надутом состоянии – так экономиться много места, и лодка становится недоступна для мышей и крыс. Рекомендуется хранить лодку в полунадутом разложенном состоянии – так не образуются складки, перегибы и потертости ткани ПВХ.

Надувной лодке свойственно рано или поздно проколоться. Если у Вас случился небольшой прокол или порез, то, руководствуясь инструкцией к лодке, можно устранить проблему на месте. При серьезном порезе нужно нести лодку в мастерскую. Кстати, Вам могут помочь устранить прокол в фирме, изготавливающей и ремонтирующей тенты ПВХ для грузовиков.


Якорный рым

Якорная веревка, при опускании якоря, может перетирать ткань ПВХ. Чтобы этого не было, на нос лодки крепят пластиковый якорный рым. Он также имеет место для намотки веревки и фиксирования ее длины. 

Якорь не менее 4 кг, а якорная веревка не менее 20м – в 2 раза больше предполагаемой глубины ловли. В качестве якорной веревки удобно использовать альпинистский трос, диаметром около 6 мм – при таком диаметре трос очень прочный и его удобно перебирать руками.

Якорная сумка

Чтобы во время движения, якорь «не летал» по лодке, его кладут в якорную сумку. А еще, когда поднимаешь якорь, на нем может оставаться грязь со дна или ил, и чтобы это не попадало в лодку, якорная сумка – хороший выход.

Крепления для бензобака

Лодочные моторы, мощностью от 3,5 л.с. имеют выносной топливный бак. Для его жесткого крепления и фиксации, на баллонах приклеивают кольца (обычно 4 шт.).

Мягкие и теплые сиденья с сумкой

На фанерных сиденьях сидеть достаточно жестко, а в прохладную зорьку, еще и холодно. Чтобы ничего себе не простудить, и обеспечить комфорт, можно наклеить на сиденья куски пенополиуретанового коврика (походный коврик). А можно приобрести специальные накладки на сиденья – сверху мягкие, а снизу сумка для всякой мелочи.

Защита баллонов в нижней части

Как уже говорилось, ПВХ ткань боится волочения по песку, камешкам, и т.д. Для безопасного вытаскивания лодки на берег, на нижнюю часть баллонов и днище клеят накладки из PVC ленты.

Номер для лодки

По правилам ГИМС, зарегистрированные лодки должны иметь государственные номера. Есть несколько способов нанесения номера на борт лодки.

через трафарет водостойким маркером. Это самый быстрый способ, но краска быстро сотрется;
купить материал ПВХ, например, у фирмы, занимающейся  баннерной рекламой, и вырезать из него номер, а затем приклеить клеем Уран (специальный клей для ткани пвх);
сделать трафарет с номером, приклеить его к борту лодки, затем приготовить смесь из клея Уран и нитро-краски, и нанести через трафарет на лодку, предварительно обезжирив поверхность. Смесь: 2 тюбика клея Уран смешиваем с нитро-краской, делаем все быстро, и наносим на лодку. Такой номер отлично держится при складываниях лодки, и, при желании, номер можно легко скатать пальцами, и никаких следов не останется.

Категория плавания


В паспорте лодки и на табличке, расположенной на транце лодки, указана категория плавания.
Категория С -  Плавание в прибрежных водах, бухтах, реках и озерах. Судно может эксплуатироваться при воздействии ветра с силой 6 баллов (не более), и при волнах, высотой до 2 метров.
Категория D – Плавание судна в закрытых водоемах, реках и озерах. Судно может эксплуатироваться при воздействии ветра с силой до 4 баллов (по шкале Бофорта), и при волнах, высотой до 0,3 (иногда 0,5) метров.

Перед покупкой лодки, обязательно нужно разложить ее полностью, проверить комплектность, надуть полностью, обратить внимание при визуальном осмотре на:
качество склейки/сварки ткани, симметричность лодки (нос смотрит  прямо), наличие складок. Складок на лодке ПВХ не допускается, а если есть, значит, лодка некачественно склеена или собрана. Допускаются небольшие складки на передней трети носа лодки.

Вернуться в каталог "Статьи"
Яндекс.Метрика